Векфильдский священник (The vicar of Wakefietd. 1766)
— роман, посвященный бедному сельскому священнику доктору Примроз\? и его семье, которые стали жертвами безнравственности и самоуправства молодо о помещика Торнхилла. Рассказ ведется от имени священника, необычайно гуманного и до чудачества наивного добряка, мирное и патриархальное существование которого жестоко нарушено Торнхилл соблазняет его старшую дочь Оливию, по\лща-ет младшую, Софью, отнимает невесту у его сына Джорджа и, наконец, добивается заключения в тюрьму отца и сына. Вовремя вернувшийся владелец соседнего поместья, дядя Торнхилла, восстанавливает справедливость, освобождает из тюрьмы доктора Примроза и Джорджа и женится на Софье. Ни в одном английском романе XVIII в., кроме написанного много позднее «Калеба Внльямса» Годвина, не была показана с такой ужасающей очевидностью ничем не ограниченная власть помещика над жизнью обитателей прихода, как в «Векфильдском священнике». У Голдсмита тема бесправия бедняков, частной собственности и закона становится центральной. В романе отчетливо проявились черты, свойственные английскому сентиментализму. Для социального самочувствия многих тысяч вчерашних крестьян, насильственно оторванных от векового уклада, характерна была неотступная мечта о возвращении к земле, к своему хозяйству. Происходила своеобразная аберрация, и прошлое, с его тяжелым трудом и нуждой, но все же относительно независимым существованием на своем клочке земли, казалось те-'перь беспечальной идиллией. Отсюда идет и решительное неприятие сентиментализмом новой буржуазной городской цивилизации и противопоставление ей идеализированного сельского хозяйства патриархального уклада. Однако при всех своих иллюзиях английский сентиментализм был далек от крайностей Руссо; критически относясь к буржуазной цивилизации, видя многие ее трагические последствия, он не собирался зачеркивать ее целиком и противопоставлять ей в качестве естественной нормы жизнь дикарей. Главным мерилом нравственности у Голдсмита служит не столько разумность, сколько доброта, отзывчивость, умение прислушаться к голосу своего сердца. Человеческий характер и взаимоотношения людей представлены у сентименталиста Голдсмита сложнее, дналектичнее, нежели у его предшественников. Искусство Голдсмита — искусство не крайностей (добро — зло), но полутонов.
- ОЛИВЕР ГОЛДСМИТ (OLIVER GOLDSMITH. 1728—1774)
|