low-cost pop-up advertisement - you tell the price we do so!

БЕРНАРД ШОУ (1856-1950) - Биография и произведения писателя - Зарубежная Литература

В 1919 году была опубликована пьеса Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца"-горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной-цивилизации, острейшая насмешка над ложью и: бесчеловечностью капиталистических отношений. Одно из самых значительных произведений драматурга, эта пьеса знаменует начало нового этапа в его творческом развитии.
Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События ее развиваются в доме, построенном наподобие старинного корабля, "наилучшего образца английской культуры", как его рекомендует автор, принадлежащем Шотоверу - бывшему шкиперу. В обширном, как всегда у Шоу, предисловии, поясняющем замысел пьесы, драматург развернул свое понимание борьбы, происходящей в современном мире. В ней, утверждал Шоу, противостоят две силы:heartbreak house (дом, где разбиваются сердца) и horseback hall (манеж, где объезжают лошадей). Обитатели "дома"-интеллигенты, обитатели "манежа"- дельцы, капиталисты. Борьба этих двух сил и определяет, считает автор, общественную борьбу. Трагедия современности заключается в том, что культура, и власть находятся в разных руках или, по его выражению, "в разных отделениях". Так, по-прежнему классовая борьба заменяется Шоу столкновением людей различных психологических складов - романтиков и практиков, людей и сверхлюдей, интеллигентов и дельцов, но смысл в это понятие вкладывается новый и отношение автора к практикам - дельцам не то, что в пьесах раннего периода.
Шоу с грустным сочувствием относится к изображаемым им интеллигентам, кто бы они ни были, с гневом - к корыстным, эгоистичным и лживым обитателям "манежа", воплощаемым прежде всего в фигуре Менгена. Так, полный душевного благородства Гектор иронически говорит об "идиотах с разбитыми сердцами", а в образе "благодетеля" Менгена раскрывается беззастенчивый эксплуататор, бездушный и ловкий эгоист.
Шоу назвал свою пьесу "фантазией в русском духе на английские темы". В предисловии к ней он говорил о влиянии на него русских мастеров, и прежде всего Чехова и Толстого. Совершенно очевидны в "Доме, где разбиваются сердца" мотивы, вызванные "Вишневым садом". Однако в то время как Чехов верит в молодые силы, которые помогут насадить новый сад, Шоу подчеркивает обреченность героев, встретившихся на палубе дома-корабля, потерявшего курс.
"Дом, где разбиваются сердца" пронизан символикой, которая помогает глубже понять смысл, вложенный автором в, образы чаще . всего парадоксальные. Смысл символов очевиден в образе корабля, и в образе капитана, покинувшего капитанский мостик, и в образе команды, равнодушной к тому, куда держит курс корабль, на котором они находятся. Рисуя корабль потерявшим курс, а обитателей его людьми с разбитыми сердцами в столкновении с "лошадьми манежа", Шоу с горечью показывал трагедию английского общества и -носителей его культуры, устремляющихся к неминуемому крушению, решительно высказывал свое отношение и к основам, на которых держалась капиталистическая цивилизация. Хаос, разброд царят в английском обществе. Неизбежный его финал - крушение.
'Реализм Шоу приобрел в "Доме, где разбиваются сердца" новые формы художественного выражения. Резче выступили здесь гротескно-парадоксальные изобразительные средства. Драматург прибегает к фарсу и буффонаде. Парадоксальность образов и ситуаций получает местами почти фантастические очертания. Полуфантастическая условность образов станет еще более подчеркнутой во многих последующих произведениях драматурга, особенно в его политических "экстраваганцах" 30-х годов. Новая манера Шоу, основы которой были заложены в "Доме, где разбиваются сердца", не ослабляла его реалистических обобщений.
Война 1914-1918 годов была воспринята драматургом иначе, чем многими английскими и европейскими писателями старшего поколения, и в частности Уэллсом. Хотя позиция Шоу в дни войны и не была лишена противоречий - противоречия жили в сознании Шоу от первых дней его сознательной жизни и до конца,- но уже в самом начале войны он выступил с протестом против ее несправедливости, обвинив как немецких, так и английских империалистов1.
Шоу очень внимательно следил за тем, как развиваются события в новой России и старался понять их. Очень симптоматично, >тто в предисловии к "Дому, где разбиваются сердца", написанному после окончаний1 пьесы, Шоу отрицательно отзывается об антисоветской клевете, которую уже тогда широко начала распространять английская буржуазия. Октябрьская революция помогла Шоу глубже осмыслить обреченность буржуазного мира. Его политическая зоркость после революции заметно обострилась. Исторические события способствовали разочарованию .писателя в фабианстве, но окончательно отказаться от его идей Шоу не удалось, пожалуй, до конца жизни. Пенталогия "Назад к Мафусаилу" (1921) обнаруживает ошибочное направление философских поисков ее автора, декларировавшего идеалистическую теорию "творческой эволюции". Шоу критикует современное общество: образы его в этой части пенталогии остроумны и реалистичны, но выход из того кризиса, который им отмечен в пьесе 1919 года, он искал на путях идеализма. Развернув обширную панораму истории человечества от Адама до XX века и дальше до людей будущего, Шоу пытался найти спасение общества в продлении долголетия людей, которое будет возможно благодаря усилию человеческой воли.
"Святая Иоанна" (1923) с полным основанием названа Шоу пьесой-хроникой. Трагическая судьба Жанны д'Арк показана Шоу на широком историческом фоне. Драматург воссоздает верную кар-" тину борьбы, которая не раз изображалась различными художниками, но никогда не раскрывалась с той глубиной проникновения в суть происходивших событий, какую мы находим в его пьесе.
"Святая Иоанна" с большой художественной силой развивает в высшей степени актуальную в 20-х годах тему народной освободительной борьбы, впервые поднятую Шоу в "Ученике дьявола". "Святая Иоанна" - шаг вперед по сравнению с пьесой 1897 года. В ней ощущается воздействие тех грандиозных исторических сдвигов, которые произошли за это время в мире. Особенно существенно отметить, сопоставляя "Святую'Иоанну" с "Учеником дьявола", то, что в ней впервые выступает яркий положительный образ героини из народа, причем в трактовке образа исчезает тот скептицизм, который звучал в изображении центрального персонажа ранней пьесы - Даджена. В то же время Шоу был далек от какой-либо романтизации образа Жанны д'Арк (что видно из предисловия к пьесе). Жанна в его трактовке - крестьянская девушка, обладающая острым и практическим умом, огромной убежденностью и страстным патриотизмом. В ее "чудесах" Шоу не видит ничего мистического. Ее победы - результат того, что у нее "ясная голова на плечах", ее гибель - закономерное следствие расстановки социальных сил во Франции середины XV века.
Шоу выступает в "Святой Иоанне" во всем блеске своего сатирического мастерства. В своей манере, построенной на противопоставлении парадоксов, Шоу одинаково язвительно высмеивает и "героев" захватнических войн, англичан, и лжепатриотов, французских придворных и клерикалов. Жанна находит при дворе Карла, которого она. надеется убедить в необходимости действовать для спасения Франции, "волков, которые грызутся над клочьями растерзанного тела родины". В пьесе ярко выражен демократизм писателя. Жанна является к королю Франции как посланец простого народа, "который добывает хлеб для королей".
В 1929 году Шоу выступил с сатирической комедией подчеркнуто политического направления-" "Тележка с яблоками". Она была первой из тех пьес Шоу, которые он сам назвал "политическими экстраваганцами".
К созданию "политических эксцентриад", или "экстраваганц",- пьес, в которых реализм Шоу принял новые формы, где резче выступило гротескно-парадоксальное начало и условность образов - привело более -глубокое, но и более противоречивое проникновение драматурга в сущность экономической и политической жизни капиталистического общества. Объективно новая форма была обусловлена двумя обстоятельствами: сатира Шоу обращалась отныне против политической системы и государственного строя капиталистической Англии- чего ни в "Неприятных пьесах", ни в "Майоре Барбара", ни даже в "Доме, где разбиваются сердца" не было. С другой стороны, Шоу стремится к предельному обобщению типических тенденций современности, к теоретическому осмыслению закономерностей и перспектив исторического развития, но буффонада и шутка, переходящая в фарс, все большая "эксцентричность" образов объективно служат маскировке как неразрешимости многих вопросов, так и серьезности суждений и выводов автора.
Действие в "Тележке с яблоками" развертывается в Англии 1962 года. Основная проблема, которая ставится в пьесе,- проблема политической власти. В гротескно-парадоксальных образах "эксцентриады" Шоу издевается над буржуазным парламентаризмом и показывает полную несостоятельность буржуазной демократии. Основная цель его - показать, кто на деле управляет Англией. Образы Шоу позволяют сделать и далеко идущие обобщения: не только Англией, но всеми капиталистическими странами. В символическом -образе Ремонтного треста - подлинного хозяина Англии - Шоу раскрывает господство монополий и, более того, их реакционную роль. Обличение Шоу направлено против продажных и тупых министров.
Особой остротой обладает сегодня один мотив пьесы - исторический прогноз Шоу, облеченный в буффонно-парадоксальную форму. Потеряв надежду получить с Англии долги, США принимает решение... вернуться в состав Британской империи, превратив при этом "добрую старую Англию" в музей для американских туристов. Посол США-развязный и фамильярный американец - чувствует себя в Англии как дома. В "Тележке с яблоками" Шоу, как всегда, озабочен не развитием интриги, а дискуссией по поводу поставленных проблем. В какой бы парадоксально-эксцентричной форме ни рисовались образы министров, заседание кабинета, "выходы" отдельных представителей "стада шести", власть треста, американский эпизод "Англия - музей для туристов",- все они носят подчеркнуто политический характер. Шоу преподносит горькие пилюли, но разбавляет их горечь введением в текст элементов комических интермедий. Острый памфлет (речь Лизистраты, разоблачающей деятельность Ремонтного треста) соседствует с эксцентричной и подчас-безобидной шуткой. Заставляющие задуматься политические предсказания переплетаются с буффонадой и фарсом.
Говоря о характере образов Шоу в "Тележке с яблоками", следует подчеркнуть их преднамеренную однолинейность: драматург не пытается индивидуализировать характеры, тщательно вырисовывать психологические портреты. Раскрывая образы действующих лиц с одной, главной для каждого из них стороны, Шоу при этом преднамеренно подчеркивает существующую между всеми, за исключением Магнуса, общность. Все они как бы на одно лицо, всем им одна цена - такова мысль сатирика, обличающего продажных и тупых марионеток. Противоречивость Шоу выявилась прежде всего в трактовке Магнуса. Шоу объявляет Магнуса живым человеком, а не "резиновым грифом для пометки бумаг", неоднократно дает Яочувствовать свою симпатию к этой фигуре. В основе сюжета пьесы - конфликт Магнуса с кабинетом министров. При этом именно Магнусу Шоу приписывает некоторые мысли собственной програмы, достаточно абстрактной и утопической. Местами Шоу прямо говорит от его имени. Противоречив сам образ, противоречиво и отношение Шоу к этому персонажу.
И в 1929 году, и позже Шоу резко враждебно относился к фашизму. Король Англии Магнус, склонный стать диктатором, воспринимается как отклик Шоу на распространившиеся уже во время написания пьесы в Европе идеи вождизма. Многие критики писали о том, что "закоренелый социалист" Шоу отказался от своих убеждений и нарисовал положительный образ, в котором очевидны черты Муссолини. Однако Магнус изображен иронично, показано, как мало сам он верит в предложенные им утопические рецепты спасения, насколько мало способен на какие-либо реальные действия. И все же образ Магнуса как возможного "спасителя Англии" и потенциального диктатора не только парадоксален, но до известной степени двусмыслен.
Противоречивость образа Магнуса - лишь одно из проявлений противоречивости пьесы в целом. Именно эта противоречивость и определила композицию пьесы и ее название. То upset the* apple cart (букв. - опрокинуть тележку с яблоками) - широко известный английский идиом, значение которого: перевернуть все вверх дном, опрокинуть общепринятые представления. Поставленные проблемы оставались неразрешенными. Компромиссная комедийная концовка нейтрализовала бунтарские, высказывания драматурга.
В разгар мирового экономического кризиса, в июне 1931 года, Шоу закончил писать новую "политическую эксцентриаду" - "Горько, но правда".
"Горько, но правда" в своих основных мотивах возвращает назад к "Дому, где разбиваются сердца". Обе комедии одинаково пропитаны горечью и с одинаковым основанием могли бы быть названы трагикомедиями. Персонажи пьесы "Горько, но правда" страдают от своей опустошенности. Им не во что верить, все, во что им внушалась вера, на глазах рассыпается в прах. Но политическое звучание новой "экстраваганцы", написанной в совсем иной исторической обстановке, чем "Дом, где разбиваются сердца", острее; охват явлений, подвергаемых сатирическому осмыслению, шире, как бы условны и парадоксальны ни были ситуации и характеры этого драматургического гротеска.
В пьесе непрерывно срываются маски, обнажается "истина обнаженной души". Реплики Микроба помогают в первом действии выявить истинные побуждения действующих лиц. Так, ложь, царящая в буржуазной семье, выступает в фантастическом эпизоде исцеления мнимой больной. Раскрывается она в репликах Микроба, прерывающего монолог старой дамы. Продажность людей науки, в данном случае медиков, демонстрируется в образе врача-шарлатана. Во втором и третьем актах, действие которых происходит в британских колониях, многочисленные парадоксальные ситуации доказывают, что капиталистическая система - "абсолютная и окончательная неудача". Спасти обитателей того сумасшедшего дома, который показал Шоу в своем "политическом гротеске", могут, по словам драматурга, лишь практические дела Но сам автор пьесы не знал, какие-именно дела должны были совершить его запутавшиеся и обанкротившиеся интеллигенты. Одно упоминание о существовании Беотии и рождении в ней Федеративного Союза Разумных Республик ничего не ре-ша\о, и намерение некоторых из действующих лиц спастись туда бегством оказалось неосуществимым. Но если пьеса и не указывала выхода, то насмешка в ней звучала убийственно.
"Горько, но правда" - фантастическая эксцентриада. Шоу здесь смело идет на внешнее неправдоподобие. Условность образов резче подчеркивает их типичность, причем обобщения даются в предельно парадоксальной форме.
Несмотря на неистощимость остроумия Шоу, несмотря на обилие фарсовых сцен и комических положений, "Горько, но правда" - одна из наиболее невеселых его пьес. Комедийные ситуации и столкновения, парадоксальные повороты действия и характеров гротескно сбрасываются в финале как одна из многих масок пьесы и обнаруживают ее трагическую основу.
Летом 1931 года Шоу поехал в Москву, решив встретить свое 75-летие в стране, которая не переставала привлекать его внимание. Драматург придавал поездке большое значение. И действительно, пребывание в СССР произвело на него неизгладимое впечатление. Впоследствии Шоу доверил, что воспоминание о нем стало одним из "самых дорогих" воспоминаний в его жизни.
После возвращения на родину Шоу писал о Советском Союзе объективно и смело, высказывая свое возмущение той антисоветской клеветой, которая не сходила со страниц консервативной английской печати. Не все, что он увидел, было одинаково верно им осмыслено, но он старался сказать правду о нашей стране и со своей обычной горячностью призвал к расширению дружеских и культурных связей между СССР и Британией. В обращении, напечатанном 2 марта 1933 года в газете "Манчестер гардиан", Шоу совместно с другими 'писателями, побывавшими в СССР, писал: "Нарушение отношений между нашей страной и СССР,- которое наступит, если не будет прекращена ведущаяся сейчас кампания лжи,- мы рассматриваем как бедствие".
Поездка в СССР укрепила симпатию Шоу к стране, строившей социализм, но все, что он писал в последующие годы, было по-прежнему противоречиво. Об этой противоречивости говорит и- повесть-памфлет "Чернокожая девушка в поисках бога" (1932), и очередная "экстраваганца" "На мели" (1933), и даже такая блещущая остроумием политическая сатира, как "Простачок с Нежданных островов" (1934), не говоря о последних произведениях художника, писавшего в 40-х годах все реже1. В обстановке предвоенных лет Шоу продолжал поднимать в своих пьесах актуальные вопросы. Пьеса "На мели" была новым острым памфлетом на буржуазную демократию. В комедии "Простачок с Нежданных островов" Шоу в обычной для него в эти годы парадоксальной форме показал грядущий кризис Британской империи, крушение ее колониальной мощи. В "Женеве" он осмеял фашистских диктаторов, под вымышленными именами которых современники легко узнали Муссолини, Гитлера и Франко.
В повести-памфлете "Чернокожая девушка в поисках бога", написанной в духе "Кандида" Вольтера, Шоу с большим остроумием показывает полную несостоятельность всех религий, но затем, останавливаясь перед решительными и последними выводами, неожиданно выступает сторонником христианской идеи всепрощения. Умиротворяющий конец в духе финала "Кандида" идёт вразрез с обличи- 1 После "Миллионерши" (1°36) и "Женевы" (193е?) Шоу опубликовал "Миллиарды Байанта" (1948) Его последняя пьеса "Почему она отказалась" вышла посмертнотельным содержанием повести, пафос которой - в критике религий, прикрывающих несправедливость капиталистической цивилизации. В пьесе "На мели" поражают высказывания в пользу диктатуры сильной руки. Противоречивые мотивы явственно ощущаются и в политической пьесе "Женева".
И в первые годы своей деятельности выступавший не только как драматург, но и как блестящий публицист, Шоу в 20-х и 30-х годах обращался к публицистике все чаще. В этом смысле следует говорить как о его статьях в различных органах английской печати, так и о его предисловиях к собственным пьесам. В последние десятилетия его драматургической деятельности предисловия эти становились все обширнее.
В публицистике 20-30-х, отчасти 40-х годов Шоу резко и язвительно критикует английский общественный порядок, разбойничий характер империалистических войн, колониализм. Когда началась вторая мировая война, Шоу, несмотря на возраст, продолжал выступать как публицист, призывал к борьбе с гитлеризмом, выражал симпатии советскому народу. Всего за несколько месяцев до смерти, в 1950 году, писатель выступил в "Тайме" и возмущенно осуждал клевету на страну, давшую решительный отпор фашизму. В последнем интервью Шоу журналистам, говоря о событиях в Корее, он высказался о' безумии, которое могло бы заставить кого-либо применить атомную бомбу. И хотя в то же время в своих статьях и предисловиях Шоу часто и ожесточенно спорил с коммунистами, в этом же интервью он заявил, что война против коммунизма была бы "величайшей нелепостью и диким безумием".

Комментарии

1 См.: "Здравый смысл и война" (1914). В этой связи М. Горький назвал Шоу (в письме к нему от 1915 г.) однтГ из самых смелых людей Европы (см.: Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 29, с. 345).
2 Журнал "Иностранная литература" опубликовал, (в № 4 за 1957 год) ин-o тересные материалы, "говорящие об оценке пенталогии В. И. Лениным. Делая прметки на полях предисловия Шоу, Ленин дает высокую оценку сатирических образов драмы, хотя в то же время отмечает нашедшие в ней отражение ошибочные фабианские представления Б. Шоу.






Последнее обновление этой страницы: 19 / 12 / 03
:: Образование ::
Английский Язык
Репетитору и Студенту
Зарубежная Литература
Сочинения Медалистов по Русской Литературе
Краткое содержание Русской Литературы
Как Сдавать Экзамены
:: Тосты и Поздравления ::
на русском языке
на английском языке
:: Любовь и Секс ::
Камасутра
Вопросы Сексапотологу
Статьи про ЭТО
:: Досуг ::
Бытовые Cоветы
Здоровье и Красота
DivX English Subtitles
:: Иммиграция ::
Советы Путешественникам
Визы США, Канады
Забугорные Новости
Образование зарубежом
Полезные Заметки
:: Полезности ::
Хорошие Проги
Каталог Друзей
Добавить в Избранное
:: Горячие Рассылки ::
Кулинарные Рецепты
Юмор
Бесплатное Со Всего Мира
Заработок в Интернете
Мировое Кино : Смотри в оба!
П0PН@ ССЫЛКИ
Необычные Новости Недели
/././ ZуперМеn /././
Все о Сексе и Любви
Курс Английского Языка
Новости и Обновления ДОМ9

:: Консультация ::
Как относиться к изменам?
Как мужчины становятся гомосексуалистами? Что по этому поводу говорят сами гомосексуалы?
Что понимать под половыми извращениями?
:: Бытовые Советы ::
Как стирать джинсы, чтобы они не теряли цвет?
Как гладить джинсы, чтобы они прослужили дольше?
Как спасти чайник от накипи?
:: Студенту! ::

low-cost pop-up advertisement - you tell the price we do so!

Сайт создан в системе uCoz