ДЖЕЙН ОСТИН (JANE AUSTEN. 1775—1817)
— писательница, чье творчество оказало ощутимое воздействие на развитие английской реалистической прозы XIX и XX вв. Родилась в семье прозннциаль-ного священника, рано проявила интерес к литературе и философии я неазурядвые литературные способности. Еще в юном возрасте будущая писательница познакомилась с сочинениями историков и философов XVIII з., произведениями Филдинга, Ричардсона, Стерна. Однако именно современные ей беллетристы побудили Остин взяться за перо: первые литературные опыты пятнадцатилетней Джейн представляли собой пародии на популярную беллетристику конца XVIII в., в которой преобладали сентиментальные мотивы и готические ужасы. Юношеские сочинения Остин, известные под названием «Ювенилиа», не были опубликованы при ее жизни; впервые они увидели свет в отрывках в 1871 г. Творческий путь Остин обычно делят на два этапа. Деление это очень условно, Остии обычно не торопилась с публикацией своих произведений, тщательно их дорабатывая и отделывая стилистически. Поэтому романы первого и второго периодо» выходили в свет почти одновременно. Романы «Разум я чувствитель-ность» (опубл. 18И), «Гордость и предубеждение» (опубл. 1813), «Аббатство Нортзнгер» (опубл. 1818) относятся к первому периоду, а «Мэнсфилд-парк» (опубл, 1814), «Эмма» (опуйл. 1816), «Убеждение» (опубл. 1818)—ко второму. На протяжении всей жизнк эстетическая позиция Остин оставалась неизменной. Это была позиция убежденного реалиста, положившего в основу своего творчества правами правдивости, непримиримости к фальши, надуманным страстям и ситуация» — ко всему тому, чем изобиловала современная Остин литература. Пря первом подходе роман-ы Остин кажутся чересчур камерными, никак не отзывающимися на бурные события, происходившие при жизни писательницы: она была современницей Великой французской революции и наполеоновских войн, при ней произошли восстание в Ирландии и первые выступления луддитов. Но художественные принципы Остин запрещали ей писать о вещах, не известных по собственному опыту. Поэтому она сознательно ограничивала себя изображением обыденной жизни провинциального дворянства — крута людей, известного ей «из первых рук». В романах Остин не происходит ничего необычного; в них рассказывается о будничных заботах обыкновенных людей, о жизни, в которой, если и случаются драматические события, то никогда не перерастают в трагедию. Небогатые событиями романы Остин знакомят читателя с целой галереей характеров, показанных в их привычной- среде. Очень ненавязчиво, с присущей ей тонкой иронией писательница умеет высветить в каждом из своих героев главное, сорвать с иных покров внешней респектабельности и показать истинную их цену. На фоне современной ей литературы произведения Джейн Остин выделяются изысканной простотой, точностью и глубиной социально-психологических мотивировок поведения героев, филигранной стилистической обработкойю
- ДЖЕЙН ОСТИН (JANE AUSTEN. 1775—1817)
|