СЭМЮЭЛЬ ТЭЙЛОР КОЛЬРИДЖ (SAMUEL TAYLOR COLERIDGE. 1772—1834)
Поэт-романтик, один из представителей «озерной школы». Кольридж надолго Пережил бураый расцвет своего творчества, охватывающий немногим более одного десятилетия- на рубеже XVIII » XIX вв. Написанное Кольриджем зачастую жило странной, двойной жизнью. Его произведения появлялись в печати много позже их создания, однако любители и знатоки поэзии читали их в рукописях, заучивали наизусть. Его влияние испытали В. Скотт, У. Вордсворт, Дж. Г. Байрон. Кольридж родился в семье сельского священника. Образование получил в Кембридже на богословском факультете. Увлекся политикой и, в частности, идеями французской революции, под влиянием которых создавались его первые произведения: стихотворение «Взятие Бастилии» (1789, опубл. 1834), цикл «Сонеты, посвященные видным деятелям» (1794 — 1795); эклога «Огонь, Голод и Резня» -(1798), обличающая антинародную политику Питта. Оставив университет, Кольридж под влиянием идей Пейна, Годвина и событий во Франция совместно с Робертом Саути решает создать общину свободных и равноправных тружеников !в Америке, Планы потерпели крушение, и это, вместе с наступившим разочарованием в итогах французской революции, чрезвычайно подействовало на поэта. Трагическая смятенность начинает господствовать в поэзии и сознании Кольриджа. Эта смятенность определяет патетический колорит «Оды к уходящему году» (1796): в ней еще ощутимы революционные, тираноборческие настроения, свойственные ранней его поэзии, но они сильно потеснены размышлениями • о суетности земной славы и призрачности мирского процветания. Кольридж пишет о трагичности человеческих судеб, роковой разобщенности, неизбывном одиночестве личности. Эти тенденции нашли классическое воплощение в лучших, наиболее значительных произведениях Кольриджа — «Сказание о Старом Мореходе», «Кристабель» (1797—1802, опубл. 1816) и «Кубла Хан» (1798, опубл. 1816). В неоконченной поэме «Кристабель» поэтическое мастерство Кольриджа проявилось с наибольшей силой в создании тревожной атмосферы еще не познанной, лишь смутно угадываемой тайны. Здесь отчетливо ощущается интерес поэта к фольклору и прежде всего к народной балладе. В поэме ему также удается временами достичь слияния музыкального, зрительного и словесного начал е поэзии, о котором мечтали многие романтики. Поэма «Кубла Хан» вмещает в своих 54-х строках всю суть романтической эстетики Кольриджа. Поэт с молодости принимал опиум, и поэма в значительной степени явилась следствием его наркотических видений. В поэме очень важен образ поэта, который Кольридж проецирует на самого себя. Поэт-маг противостоит смертным как некий посланец неба, чей индивидуальный творческий акт аналогичен творческому акту бога.
- СЭМЮЭЛЬ ТЭЙЛОР КОЛЬРИДЖ (SAMUEL TAYLOR COLERIDGE. 1772—1834)
|