low-cost pop-up advertisement - you tell the price we do so!

Джонатан Свифт (1667-1745) - НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 'СКАЗКА О БОЧКЕ' - Зарубежная Литература

В Мур-Парке началась литературная деятельность Свифта. В 1697 г., отчасти по поручению Темпля, он написал остроумный памфлет "Битва книг". Тогда же в 1697-1698 гг., Свифтом написана в основном его знаменитая сатира "Сказка о бочке", которая была опубликована в 1704 г. вместе с "Битвой книг".
"Сказка о бочке" представляет, в сущности, антирелигиозное произведение, хотя автором ее и явился молодой священник. Правда, официально "Сказка о бочке" направлена против католицизма и пуританства - двух крайностей в религии, но, по меткому выражению Вольтера, "розги Свифта настолько длинны, что он задевает отца, когда сечет сыновей".
Заглавие памфлета имеет двоякое значение. Во-первых, идиоматическое выражение "Сказка о бочке" обозначало всякого рода забавную путаницу, неразбериху, и Свифт имел в виду здесь несколько хаотическое построение своей сатиры, множество авторских отступлений и т. д. Такое безобидное заглавие служило средством маскировки для серьезных антирелигиозных выпадов автора. Но второе значение заглавия глубже. Свифт в предисловии ссылается на обычай моряков выбрасывать с корабля пустую бочку, когда судну угрожает опасность со стороны кита, чтобы отвлечь его внимание. К такому же способу, по словам Свифта, прибегает правительство, направляя внимание народа и философов на религиозные споры. Бочка в памфлете Свифта олицетворяет, таким образом, религию. При этом Свифт ссылается на английского философа XVII в. Гоббса, в книге которого "Левиафан" религия подвергается осмеянию и вполне обнаруживает свое сходство с пустой бочкой.
Утверждая, что критика церкви не является критикой государства и даже может принести государству известную пользу, Свифт обнаруживает близость с материалистом Гоббсом и резко отрицательное отношение к религии.
В книге "Сказка о бочке" Мы встречаемся с остроумным вариантом старинной легенды об отцовском завещании и трех сыновьях (использованной еще у Боккаччо в его новелле о трех кольцах). В сказке Свифта три сына, Петр, Мартин и Джек, получают в наследство от отца три одинаковых, неизносимых кафтана и завет жить дружно и не портить никакими украшениями простой покрой кафтанов. Первые семь лет братья придерживаются отцовского завещания, но затем, стремясь попасть в высшее общество, начинают украшать кафтаны бантами, позументами, бахромой и перекраивать их согласно требованиям моды. При этом старший брат Петр, алчный ханжа и лицемер, систематически искажает отцовское завещание (с которым братья якобы сообразуются), произвольно толкуя его текст. Так, он разрешает братьям нашить на кафтаны серебряную бахрому, хотя в завещании запрещается ношение бахромы. Ловкий Петр использует имеющуюся в английском языке игру слов и уверяет, что отец в этом пункте завещания запретил им только обшивать кафтаны ручками от метел. В другой раз он уверяет братьев, что им предписано ношение аксельбантов, так как из букв, встречающихся в завещании можно составить слово "аксельбант", и т. д. Все эти манипуляции с завещанием отца кончаются тем, что братец Петр прячет его в сундук, запретив братьям читать его и объявив себя единственным хранителем и толкователем завещания.
В истории трех братьев Свифт применяет характерный для него метод сатирической аллегории. Семь первых лет, проведенных братьями в дружбе, означают семь первых веков христианства до разделения церквей. Три брата олицетворяют собой три наиболее распространенные в Западной Европе религии: Петр - католицизм, Мартин - умеренное протестантство, введенное Мартином Лютером и принявшее в Англии форму англиканства, Джек - кальвинизм, принявший в Англии наименование пуританства. Под отцовским завещанием разумеется "священное писание" евангелие, на точное выполнение заветов которого претендовала каждая из религий. Наиболее глубокому осмеянию Свифт подвергает католическую церковь в лице старшего брата Петра. Свифт, в сущности, создает обобщенный сатирический образ римского папы. Самое имя Петр представляет намек на апостола Петра, которого католическая церковь объявила своим главой. Запрещение мирянам читать библию, явившееся одним из требований католической церкви и вызвавшее широкий протест в период реформации, изображено как запрещение младшим братьям знакомиться с отцовским завещанием. В дальнейшем Петр, совершенно зазнавшийся, овладевает всеми домашними ключами, носит на голове три шляпы, надетые одна на другую, заставляет братьев и посетителей целовать ему ногу. Перёд нами в язвительных намеках предстают характерные атрибуты папства - тройная корона-тиара, которую папа надевает во время богослужений, ключи, которыми римская церковь якобы отмыкает врата рая, и обычай верующих католиков целовать туфлю папы. Петр грубо издевается над младшими братьями, приказывает им выгнать из дома своих жен (намек на безбрачие католического духовенства) и привести вместо них уличных развратниц; в доме устраиваются дикие оргии (здесь Свифт имеет в виду крайнюю развращенность католического духовенства).
Братья Мартин и Джек однажды выкрадывают отцовское завещание и, прочитав его, убеждаются в грубых подделках и обманах Петра (намек на реформацию, которая началась с опубликования Лютером библии в немецком переводе). Они порывают с Петром, возвращают своих законных жен (одним из первых актов Лютера как реформатора было введение брака для священников) и пытаются восстановить первоначальный покрой кафтанов (разговоры протестантов о возвращении к евангельской простоте). Благоразумный Мартин осторожно, чтобы не попортить добротной материи, отпарывает от кафтана банты и галуны, но не пытается снова перекроить кафтан (здесь имеется в виду весьма умеренная реформация, легшая в основу англиканской церкви). Нетерпеливый и неистовый Джек, тщетно пытавшийся перекроить кафтан по-старому, приходит в ярость и разрывает кафтан в клочья (намек на пуританство). Дальнейшие подвиги Петра, покинутого братьями, носят явно мошеннический характер. Он изобретает ряд шарлатанских лекарств и учреждает "шептальни". Его последователи угощаются хлебом и водой, уверенные, что это мясо и вино. Доходы от всех этих шарлатанских средств и учреждений достаются Петру. Здесь Свифт, критикуя католицизм, осмеивает ряд "таинств", принятых не только католической церковью, но и вообще христианской религией: исповедь (шептальни), отпущение грехов и причастие. Этим он затрагивает самые основы христианства.
"Сказка о бочке" - это прежде всего блестящая сатира на папство. Недаром до сих пор эта книга Свифта входит в список книг, запрещенных Ватиканом. Но с не меньшей силой обрушивается он и на пуританство, заклеймив его в образе младшего брата Джека (это имя представляет намек отчасти на имя Жана Кальвина, отчасти на распространенное в Англии прозвище пуритан). Джек в ханжестве и мошенничестве не уступает брату Петру. Он постоянно молится и разыгрывает сцены религиозного экстаза, опускаясь на колени в. грязь или придорожные канавы, гнусавым голосом распевая псалмы и навлекая насмешки уличных мальчишек. Чаще всего он проделывает это, собираясь совершить какую-нибудь гнусность. Он демонстрирует свою приверженность к отцовскому завещанию всеми возможными способами: говорит только цитатами из него, употребляет его в качестве подушки, ночного колпака и зонтика. Он приходит в бешенство при звуках музыки, при виде человеческого веселья. Педантизм, мрачность, приверженность к библии как характерные черты английских пуритан нашли здесь яркое отражение. Но особенно Свифт бичует своеобразное сочетание религиозного ханжества и жажды наживы, составлявшее самую сущность пуританской английской буржуазии. Свифт подчеркивает сходство Джека с Петром - пуританский фанатизм мало отличается от фанатизма католического и прикрывает те же материальные низменные расчеты.
В своей сатире Свифт почти не затрагивает среднего брата Мартина, и некоторые зарубежные исследователи пытаются на этом основании утверждать, что сатира Свифта не носит антирелигиозного характера. Разумеется, этот довод не выдерживает критики. Конечно, Свифт и не мог, будучи священником англиканской церкви, прямо критиковать англиканскую церковь; это грозило бы самыми тяжелыми последствиями. Он просто перестает говорить о Мартине, сосредоточив весь огонь своих насмешек на католичестве и пуританстве. Но он задевает при этом и самые основы христианства. В целом "Сказка о бочке" представляет собой сатиру на религию и духовенство. Но помимо своей основной цели - разоблачения преступлений церкви-Свифт критикует все современное ему английское общество. Свифт выступает непримиримым борцом с лицемерием, жестокостью и продажностью.
Главы, в которых разработана основная антирелигиозная тема, чередуются с главами-отступлениями, посвященными различным вопросам, и в них развертывается грандиозная социальная сатира. С убийственным сарказмом Свифт говорит о трех деревянных сооружениях, помогающих честолюбцу возвыситься над толпой и привлечь всеобщее внимание,- о кафедре проповедника, виселице и подмостках балагана (подобное сопоставление казалось современникам Свифта ужасным кощунством). В главах о критике и литературе он возвращается к теме, уже задетой им в "Битве книг" - к бедности и убожеству современной ему английской литературы, порождающей лишь книги-однодневки. В последней главе Свифт предлагает выпустить на волю всех сумасшедших и поручить им важнейшие государственные должности - фактического изменения в ходе дел от этого не произойдет; буйный помешанный, назначенный полководцем, будет непрерывно вести войны, а человек, одержимый манией величия, будет великолепным сановником. С особенной ненавистью Свифт обрушивается на всевозможных поджигателей войны. Так, с отвращением он рисует некоего могущественного короля, который "в течение свыше тридцати лет забавлялся тем, что брал города, выгонял государей из их владений, пугал детей так, что те роняли из рук бутерброды, жег, опустошал, грабил, избивал своих подданных и чужеземцев".
"Сказка о бочке" замечательна и по своим художественным особенностям. Она представляет собой богатейший арсенал разнообразных сатирических средств, впервые испробованных Свифтом. "Боже, как был когда-то богат мой ум!" - воскликнул Свифт в старости, перечитывая это свое юношеское произведение. Неистощимость насмешек, карикатурных образов, абсурдных предложений, вскрывающих бессмысленность политических и религиозных систем,- поражает читателя.






Последнее обновление этой страницы: 23 / 11 / 03
:: Образование ::
Английский Язык
Репетитору и Студенту
Зарубежная Литература
Сочинения Медалистов по Русской Литературе
Краткое содержание Русской Литературы
Как Сдавать Экзамены
:: Тосты и Поздравления ::
на русском языке
на английском языке
:: Любовь и Секс ::
Камасутра
Вопросы Сексапотологу
Статьи про ЭТО
:: Досуг ::
Бытовые Cоветы
Здоровье и Красота
DivX English Subtitles
:: Иммиграция ::
Советы Путешественникам
Визы США, Канады
Забугорные Новости
Образование зарубежом
Полезные Заметки
:: Полезности ::
Хорошие Проги
Каталог Друзей
Добавить в Избранное
:: Горячие Рассылки ::
Кулинарные Рецепты
Юмор
Бесплатное Со Всего Мира
Заработок в Интернете
Мировое Кино : Смотри в оба!
П0PН@ ССЫЛКИ
Необычные Новости Недели
/././ ZуперМеn /././
Все о Сексе и Любви
Курс Английского Языка
Новости и Обновления ДОМ9

:: Консультация ::
Лесбийская любовь, как они этим занимаются?
Как можно увеличить размеры полового члена?
Как сказывается алкоголь на интимных отношения?
:: Бытовые Советы ::
Как стирать джинсы, чтобы они не теряли цвет?
Как гладить джинсы, чтобы они прослужили дольше?
Как спасти чайник от накипи?
:: Студенту! ::

low-cost pop-up advertisement - you tell the price we do so!

Сайт создан в системе uCoz